• Если у вас есть вопросы:
  • 8 (495) 215-15-14
Исследование

Умели ли неандертальцы считать?

Знаете ли вы, умели ли неандертальцы считать?

На территории современной Западной Франции в 1971 году был найден фрагмент бедренной кости гиены возрастом около 72-60 тысяч лет с нанесенными каменным орудием 9 параллельными насечками. Недавно ученые изучили отметки на кости под микроскопом и определили схожесть их формы, глубины и других деталей. Это позволяет предположить, что все насечки были сделаны одним человеком за один раз с помощью одного каменного инструмента, удерживаемого одинаково. На этой же стоянке Ле-Прадель были обнаружены многочисленные кости неандертальцев этого же временного периода. Поэтому ученые предполагают, что насечки на кости гиены были сделаны неандертальцами для записи числовой информации. Это является самым ранним известным примером такого типа маркировки.

Многие животные обладают способностью считать. Например, рыбы, пчелы и новорожденные цыплята могут мгновенно распознавать количество до четырех — навык, известный как субитизация. Некоторые животные также способны определять большее количество: они могут оценить разницу между двумя большими количествами, если они достаточно различимы. Животные с этим навыком могли бы, например, отличить 10 предметов от 20 предметов, но не 20 от 21. Шестимесячные младенцы также демонстрируют аналогичное восприятие количества, даже до того, как они познакомились с человеческой культурой и языком. Но у человека, по сравнению со всеми другими животными, способность считать достигла наибольшего развития. Однако остается нерешенным вопрос, когда человек научился считать и записывать числовую информацию.

В 2021 году международная группа ученых получила грант Европейского исследовательского совета в размере 10 миллионов евро. Проект, получивший название «Эволюция когнитивных инструментов для количественной оценки» (QUANTA), должен будет проверить различные гипотезы о том, когда, почему и как появились и распространились системы счисления по всему миру, а также дать представление о том, являются ли системы счисления уникальными для современных людей или предположительно присутствовали в зарождающейся форме у неандертальцев.