Обязанности компании при обработке персональных данных. Если человек дал свое согласие на обработку персональных данных, это еще не значит, что компания может теперь делать с ними все, что захочет. Любая организация, заполучившая персональные данные, должна соблюдать следующие условия:
- предоставить информацию о том, кто осуществляет обработку персональных данных, в том числе, контактные данные и реквизиты.
- в случае, если персональные данные собираются через интернет, то их хранение и обработка должны осуществляться на территории Российской Федерации.
- принятие организационных и технических мер по защите персональных данных. То есть установление на уровне внутренних документов компании правил, которые устанавливают особый режим при обращении с персональными данными. А также использование программного обеспечения и оборудования, которые гарантируют сохранность персональных данных.
- использовать персональные данные строго в соответствии с установленными целями, которые сообщаются субъекту заранее.
- по общему правилу не передавать персональные данные третьим лицам (если иное не установлено согласие субъекта).
- запрашивать у субъекта только тот объем персональных данных, который необходим для выполнения своих обязательств. То есть, не требовать паспортные данные, когда достаточно только имени и телефона.
- хранить персональные данные в течение строго установленного срока и обеспечить их удаление/обезличивание после его истечения.
Политика конфиденциальности и согласие Чтобы предварительно проверить как будут использованы персональные данные, необходимо ознакомиться с текстом согласия и политикой конфиденциальности компании, в них есть вся информация о целях использования персональных данных, возможности их передачи третьим лицам и меры по защите. В соответствии с требованиями закона эти документы должны находиться в публичном доступе. Либо на сайте компании, либо в офисе.
Европейский опыт В конце мая на электронную почту стали приходить письма с изменением политики конфиденциальности многочисленных интернет-сервисов. Это связано с принятием европейского закона о персональных данных – General Data Protection Regulation (GDPR).
Дело в том, что в Европейском союзе отсутствовал единый законодательный акт, регулирующий обработку персональных данных. Это создавало сложности для компаний, которые должны были подстраиваться под каждую страну по отдельности.
Российское и новое европейское законодательство очень похожи и отличаются лишь в нюансах
Например, в GDPR в качестве отдельной категории персональных данных выделены генетические данные. Под генетическими данными понимаются персональные данные, относящиеся к наследственным или приобретенным генетическим характеристикам физического лица, которые дают уникальную информацию о физиологии или здоровье этого физического лица, а также которые являются, в том числе, результатом анализа биологического образца этого физического лица.
Так как GDPR является более свежим законодательным актом, то в нем существует ряд положений, которые вызваны с последними угрозами:
- в GDPR предусмотрены новые расширенные права субъектов персональных данных, не имеющие аналогов в российском законодательстве: право на переносимость данных между операторами, право на ограничение обработки и право на уведомление субъекта при изменении или уничтожении его персональных данных;
- в GDPR предусмотрены крупные штрафы за несоблюдение требований европейского законодательства в размере до 4% суммарного оборота компании или 20 млн. евро, в зависимости от того, какая сумма больше. Согласно же российскому КоАП, нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до 75 000 рублей (ст. 13.11).
- в GDPR предусмотрено требование об уведомлении оператором регулирующего органа и субъекта персональных данных в случае утечки персональных данных. В российском законодательстве аналогичные положения отсутствуют.
Американский опыт В США до настоящего момента отсутствовал единый законодательный акт о регулировании персональных данных. Регулирование основывалось на общих нормах конституции и отдельных судебных прецедентах. Отдельные штаты могут вводить свои правила регулирования персональных данных.
Возможно, все изменится после недавней утечки персональных данных из Facebook и слушаний, проведенных в Конгрессе США по этому вопросу. Возможно, что США признают необходимым регулировать обработку персональных данных по аналогии с Евросоюзом. А именно, путем принятия единого акта.