Казахстан известен не только самой протяженной непрерывной сухопутной границей, но и археологическими памятниками культур кочевников.
На рубеже первого тысячелетия до нашей эры изменения в археологических находках свидетельствуют о подъеме нескольких кочевых культур, от Алтая до западной окраины Причерноморско-Каспийского региона. Эти культуры часто вместе называют скифами на основании общих черт, обнаруженных в их погребальных традициях. По сравнению с предшествующими популяциями бронзового века, скифы перешли к кочевому скотоводческому образу жизни, улучшили военные технологии (новые виды железного оружия и использование седла) и создали иерархические общества, основанные на элите. Одна из гипотез предполагает возникновение скифов в степях Казахстана. Существуют археологические и генетические доказательства этого предположения. Например, одни из самых ранних захоронений железного века, связанные с культурами кочевников-воинов, были найдены в Казахской степи (9 век до н.э.).
Генетическое
исследование 2021 года останков из археологических памятников Казахстана показало, что при переходе к кочевым племенам железного века поменялся состав населения: в бронзовом веке люди на этой территории были генетически однородны, тогда в железном веке выделились два дополнительных генетических компонента (евразийский и иранский). В ходе анализа не были найдены доказательства западному понтийско-каспийскому степному происхождению скифов. Вместо этого были обнаружены подтверждения гипотезы их казахско-степного происхождения. Но не из одного источника, как предполагалось раньше, а из нескольких. Например, восточные казахские группы раннего железного века ведут происхождение от смешения предшествующих местных источников и восточно-евразийского компонента, который в это время уже присутствовал в соседней северной Монголии, а также наблюдался небольшой вклад иранского компонента.