Многие слышали, что в организме рыбы фугу содержится смертельная доза сильного яда тетродотоксина. Умелый шеф-повар удаляет из рыбы ядовитые органы (печень и икру), а остальные органы подвергаются специальной обработке. Пообедав правильно приготовленной рыбой фугу, можно ощутить лишь небольшое онемение во рту. Тем не менее, около 80 человек в год умирают от плохо приготовленной рыбы фугу, а представителям японской императорской семьи законодательно запрещено есть этот деликатес. Но генетики обнаружили, что эта рыба может служить модельные объектом для изучения эволюции позвоночных животных.
Геном рыбы фугу в 10 раз меньше человеческого, но в нём гораздо меньше “мусорной" ДНК. Так называют ДНК, которая не кодирует белки. Она может выполнять регуляторную функцию, но роль её до конца не изучена. У млекопитающих же 95% генома не кодирует белки. Поэтому у рыбы фугу оказалось примерно столько же кодирующих белки генов, как и у человека.
Это совпадение заинтересовало учёных и привело к предположению, что геном рыбы фугу может служить эталоном, с которого началось усложнение генетической структуры позвоночных животных. Геном предковых позвоночных мог состоять из 12 хромосом и примерно 20 000 генов (как у рыбы фугу). Это "рабочие лошадки", с которых производятся белки. Увеличение же генома происходило за счёт увеличения содержания некодирующих регуляторных элементов, которых можно сравнить с руководителями, определяющим кому, что и когда надо делать.